Дистанционное обучение


Преимущества и недостатки дистанционного обучения
АВТОР: АЛЕКСАНДР ВОРОНЦОВ
http://wiki.itorum.ru/2011/04/preimushhestva-avtomatizirovannyx-obuchayushhix-sistem/

Введение
Много слов уже сказано в пользу дистанционного образования, и, наверное, не меньше о недостатках подобной формы обучения. Цель данной статьи - узнать насколько вескими являются причины внедрения дистанционного обучения в нашу повседневную жизнь. Проанализировать вопросы, которые, может быть, никогда не позволят уровнять очную и дистанционную форму обучения.
Так ли это? Давайте разберемся.

В начале статьи я хотел бы сказать несколько слов о том, почему мне не просто интересны вопросы достоинств и недостатков обучающих систем, но и я могу судить об этом с некоторой долей объективности. Причины следующие:
длительное время занимаюсь разработкой электронных учебных курсов и внедрением обучающих систем;
помимо различных небольших дистанционных курсов не так давно я завершил дистанционное обучение по профилю MBA, которое продолжалось более 2-х лет.
Начнем с экспертных оценок и фактов, касающихся дистанционного обучения в России и за рубежом:
в США более 50% компаний применяют в своей деятельности дистанционное обучение;
в России также активно внедряются СДО, многие крупные компании (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», «Росгосстрах» и др.) уже активно используют эти технологии для повышения квалификации своих сотрудников;
многие учебные заведения предоставляют возможность получать образование посредством дистанционного обучения. В то же время зачетные мероприятия в таких ВУЗах могут проводиться, как в очной, так и дистанционной форме. По завершению обучения выдаются дипломы государственного образца;
сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах, предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет, показало: по мнению 57 % преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3 % опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного;
пример экономии: вводный дистанционный курс для новых менеджеров, разработанный компанией IBM позволил сэкономить более 24 миллионов долл. за счет сокращения стоимости одного дня обучения в 3 раза – с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.
Считаю, что основная ценность применения обучающих систем – это повышение доступности образования. Темпы развития современного общества приводят к тому, что человеку приходитсяпополнять свои знания практически на протяжении всей своей жизни. И тех знаний, которые мы получаем в начальный период своей жизни в школе, ВУЗе, других образовательных учреждениях впоследствии становиться недостаточно. С другой стороны значительное количество профессиональной информации быстро устаревает, поэтому эти знания необходимо постоянно обновлять и пополнять.
Преимущества
На основе анализа различных источников, часть из которых приведена в конце статьи, я попытался разделить преимущества использовании обучающих систем на несколько групп.
Географические и временные преимущества (возможность учиться где угодно и когда угодно)
так как обучение проводится дистанционно, то существует возможность учиться в любой стране мира;
применение обучающих систем позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых – делает образование доступным;
дистанционная форма обучения позволяет проводить централизованную подготовку кадров во всех филиалах компании, независимо от удаленности от головного офиса и от учебного центра без отрыва от производственной деятельности – например, в свободное от работы время или в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня;
доступность и открытость обучения позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с учебу с основной деятельностью.
Персонализация процесса обучения. Возможность обучения различных категорий людей, в том числе с ограниченными способностями
внедрение обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в смысле эффективности) и массового (в смысле экономичности);
программное обеспечение обучающей системы предполагает индивидуальную адаптацию учебной программы к потребностям обучаемых, преподавателей или условиям обучения. Из набора независимых учебных курсов (модулей) можно сформировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
дистанционное обучение развивает навыки самостоятельной работы, которые очень востребованы в современной жизни;
обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным учебным модулям, может пропускать отдельные разделы и т.д. Он не привязан ко времени занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время;
использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам показать полностью свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам;

Помимо положительного воздействия, связанного с исключением субъективной оценки знаний, есть, конечно, и отрицательный момент. Он может проявляться в том случае, когда обучаемый в течение периода обучения показывает хорошие знания, а на экзаменах «теряется». Преподаватель, как правило, в таких случаях делает «поправку» на общую успеваемость. Обучающая система такой поправки сделать не сможет.
обучающие системы обеспечивают равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Расширение изучаемой информации и повышение интенсивности обучения
обучающая система может содержать сведения по произвольной предметной области;
применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемым;
модульная структура построения информации позволяет использовать одну и ту же обучающую систему не только для дистанционного обучения, но и для переобучения и повышения квалификации специалистов;
обучающие системы особенно полезны в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий;
применение обучающих систем позволяет совместить усвоение знаний с приобретением навыковработы за счет комбинирования различных типов учебной информации и использования интерактивного взаимодействия системы и обучаемого;
использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество эмоционально-нейтральной информации – например,производственных инструкций, технологических карт, нормативных документов;
Как известно, на очных лекциях в среднем слушатели усваивают не больше 20%, если просто слушают, и не больше 40%, если записывают. Дистанционные курсы позволяют на 60% процентов повысить эффективность обучения благодаря возможности на практике отработать полученные знания.
использование дистанционной формы обучения позволяет избежать устаревания знаний и потери квалификации специалистами компании, что важно в условиях динамично меняющихся технологий;
благодаря соответствию материалов для дистанционного обучения единым международным стандартам их изменение и обновление может быть произведено оперативно, что позволит быстро отреагировать на изменения потребности целевой аудитории.
Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний
обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролера и освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми;
за счет применения распределенных обучающих систем и единых стандартов возможноиспользование и тиражирования передового опыта в области обучения;
средства обучающей системы могут обеспечить более частый контроль знаний, что способствует повышению степени усвоения учебного материала;
обучающая система может быть интегрирована с корпоративной информационной системой, что позволит руководителям или сотрудникам кадровой службы постоянно имеют реальную и объективную оценку знаний персонала.
Экономика
расходы на обучение одного сотрудника при использовании дистанционной формы намного меньше, чем при очном обучении. Финансовая эффективность дистанционной формы обучения особенно заметна в случае большого количества обучаемых;
В качестве примера оценки экономической эффективности дистанционного обучения приведу расчет, найденный на сайте компании REDCENTER.

Определиться с выбором формы обучения можно, прибегнув к достаточно простой формуле:
K = (РД-РО)/(ОО-ОД),
где РД и РО - стоимость разработки учебных материалов для дистанционной и очной форм обучения соответственно;
ОО и ОД – стоимость обучения одного сотрудника в очной и дистанционной формах.
Если предполагаемое количество обучаемых больше, чем получившееся К, то дистанционная форма обучения дешевле.
дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.). По средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;
применение обучающих систем позволяет обучить значительно большее количество сотрудников, поскольку стоимость данной формы обучения существенно ниже, чем стоимость очного обучения.
Недостатки
Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и технические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры.
Недостатки, связанные с психологическими факторами
дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между обучаемыми. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Однако развитие каналов коммуникации, позволяет частично нивелировать данный недостаток за счет применения видеоконференцсвязи, интернет-пейджеров и электронной почты;
залогом успешного прохождения программ дистанционно обучения является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе. Если дистанционное обучение является обдуманным и взвешенным решением, к тому же еще и требующим финансовых вложений (большинство дистанционных программ платные), то отчасти уже это является достаточным мотивирующим фактором для того, чтобы доучиться до конца. В случае, когда за дистанционное обучение платит компания, которая повышает квалификацию своего специалиста, то роль «надзирателя» выполняет уже она;
недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. В нашей стране многие преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Недостатки, связанные с несовершенством технологий
для того чтобы обучаться дистанционно необходимо иметь соответствующее техническое оснащение. Это, как минимум, персональный компьютер с выходом в Интернет, базовые навыки пользователя персонального компьютера и умение ориентироваться в сети Internet;
одной из ключевых проблем интернет обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;
на начальном этапе создания обучающей системы требуются инвестиции, как в программное обеспечение обучающей системы, так и в учебный контент (электронные учебные курсы). Необходимо учитывать также затраты на аппаратные средства. Конечно же объем и структура затрат в данном случае сильно зависят от уровня развития обучающей организации и выбранного решения для создания обучающей системы;
разработка электронного учебного контента требует специфических знаний от всех участников этого процесса. Здесь не достаточно усилий одного преподавателя, который по старинке формирует конспект лекции. В процессе создания качественных учебных курсов должны быть задействованы специалисты самых разных профессий: преподаватели, педагогические дизайнеры, программисты, специалисты по созданию виртуальных пространств, видеомонтажу, анимации и т.д. Это накладывает определенные ограничения на возможность создания учебного контента;
не все электронные учебные курсы, используемые в рамках обучающих систем, обладаютнеобходимым уровнем обратной связи (интерактивностью). Содержательную основу большинства существующих курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Соответственно при таком подходе к представлению информации вовлеченность обучаемого в учебный процесс не может быть высокой. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний, а также приобретении навыков и умений;
дистанционное обучение предполагает некоторые ограничения при выборе осваиваемой профессии – невозможно обучиться на расстоянии премудростям медицины, актерскому мастерству и т.д. Существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ.
Общие проблемные вопросы, которые необходимо решать при организации дистанционного обучения
для построения эффективной обучающей системы требуется профессиональный состав разработчиков в области информационного обеспечения учебного процесса;
внедрение обучающей системы требует наличия собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения;
для организации дистанционного обучения на предприятии необходима материальная база в виде компьютерных классов с доступом в Internet.
Выводы
Нет сомнения, что дистанционна форма обучения будет все сильнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства.
Другая проблема – психологическая, связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества. Примерно так, как телевизоры вошли в каждый дом и многим заменили театр, оперу и другие зрелища с непосредственным участием человека.
Источники
При написании данной статьи было использовано множество открытых источников. Здесь приведены лишь некоторые, содержащие наиболее полные и полезные сведения.
1. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах / Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 – М.: МГИЭМ, – 2002 г.
2.  http://www.redcenter.ru/
3.  http://www.curator.ru/

Статьи по теме:
Краткий обзор конференции WebSoft 2011
Проблемы выбора СДО
Суть дистанционного обучения
Модели обучения автоматизированных обучающих систем
Отечественные системы дистанционного обучения (СДО)
Электронные курсы для технических специалистов
Технические средства обучения сегодня
Примеры автоматизированных систем обучения (обучающих систем)
Интеграция обучающих систем
Обучающие системы (электронные обучающие системы)
ТЕГИ: АОС, дистанционное обучение, обучающая система, СДО

Комментариев нет:

Отправить комментарий